Парная установка двигателей Mercury F150 с электронной системой управления
Специалист авторизованного сервисного центра Mercury ЗАО «МоторСервис» провёл монтаж и ввёл в эксплуатацию вторую в России систему электрического рулевого управления, совмещённую с системой управления судном при помощи джойстика и системой динамического позиционирования с функциями авторулевого «Optimus».
Вместо одного подвесного мотора в 300 л.с. было установлено два мотора Mercury F150XL EFI и F150CXL (с винтом левого вращения). Демонтаж старой системы и установка нового комплекса заняли практически неделю. После ходовых испытаний был сдан в эксплуатацию весь комплекс.Новая система управления даёт целый набор комфортных дополнений к управлению судном. Таких как полное отсутствие усилия на руле (возможна и регулировка «лёгкости», «остроты» и «обратной связи руля» в зависимости от скорости); неограниченное расстояние от штурвала до двигателей; возможность установки системы «Optimus EPS» на спаренные моторы без необходимости установки жесткой тяги (включая и жидкую).
Конфигурация подбирается с учетом особенностей конкретного судна и установленных на нем моторов. После монтажа системы она требует серьезной настройки, которая позволит полностью учесть особенности гидродинамики этого судна. Без настройки система не будет работать эффективно, лодка не будет адекватно реагировать на команды джойстика.
Весь комплект пуско-наладочных работ может быть выполнен только одним из авторизованных сервисов, каковым и является ЗАО «МоторСервис».
Комплекс управляет каждым мотором независимо от другого и решает поставленную задачу заметно более эффективно и быстрее, чем традиционное рулевое управление.
Монтаж системы упрощается (в сравнении с гидравлической) из-за отсутствия гидравлических шлангов от руля в корму. Команда от рулевой машинки на электрогидравлические помпы передаётся по электрическим кабелям, а не через гидравлические шланги. Высокоточные датчики постоянно дают информацию о положении гидравлических цилиндров, что позволяет выполнять команду быстрее и точнее.
Система даёт целый набор комфортных дополнений к управлению судном:
- полное отсутствие усилия на руле, независимо от мощности двигателей и направления вращения гребных винтов (нет необходимости в установке отдельного усилителя);
- возможность регулировать усилие на руле («легкость» руля);
- возможность настройки автоматического изменения «легкости» руля в зависимости от скорости движения лодки (при росте скорости руль «тяжелеет»);
- возможность в любой момент менять передаточное отношение рулевой системы («остроту» руля) - на большой скорости количество оборотов руля автоматически увеличивается 5-7 оборотов, а на малой может составить всего один оборот, что существенно облегчает маневрирование при швартовке;
- возможность тонкой настройки разноса осей гребных винтов;
- возможность установки системы на спаренные моторы без необходимости установки жесткой тяги, в том числе так называемой жидкой тяги (liquid tie-bar) - благодаря наличию на гидроцилиндрах высокоточных датчиков положения, система в каждый момент времени «знает» положение каждого из цилиндров, что позволяет ей не допускать «уход» осей гребных винтов.
Система управления судном превращает сложное маневрирование на ограниченном пространстве в простую и приятную работу джойстиком. Стоит лишь отклонить джойстик в нужную сторону или повернуть его вокруг оси, и лодка в точности повторит движение: пойдёт боком, или развернётся вокруг себя на месте, или придвинется к причалу бортом, как если бы сработали подруливающие устройства.
Система «Optimus EPS» может быть установлена на лодки с любыми подвесными моторами, независимо от их марки и мощности, в том числе и на моторы, в которых управление газом и реверсом производится механически (тросиками).
Получив команду, система просчитывает необходимые усилия и выбирает передний или задний ход на том и другом моторах, чтобы решить поставленную пилотом задачу. Не имеет значения ни марка подвесных двигателей, ни система управления газом-реверсом.
- длина судна для установки «Optimus 360» - от 7,3 метра;
- мощность каждого из двух подвесных моторов - не менее 90 л.с.
«Optimus Sea Station» - система динамического позиционирования и авторулевой
Система позволяет нажатием кнопки зафиксировать позицию судна на акватории за счет тяги винтов, компенсируя ветер и течение. Фактически эта система работает как якорь, удерживая судно на точке и в нужном положении. Кроме того, она выполняет функции авторулевого (удержание лодки на курсе, следование по треку).
Система «Optimus Sea Station» позволяет:
- удерживать курс, независимо от силы и направления ветра и течения;
- держать лодку на точке, как на якоре;
- удерживать курс и позицию лодки (можно задать удержание позиции лодки так, чтобы она постоянно обращалась носом к волне).
Минимальные требования к лодке:
- судно должно быть диной от 7,3 метра и более
- должно быть установлено два подвесных мотора по 90 л.с. каждый (или больше);
- установлена рулевая система «Optimus 360».
Сотрудник «МоторСервис» смонтировал, настроил и провёл оформление гарантии комплекса систем «Optimus» на катере KingFisher 2725 с моторами Mercury F150XL EFI и F150CXL за 7 рабочих дней.