Петербург-Москва - «Команда Mercury»
Идея покорить водный маршрут Питер-Москва зрела давно и вот наконец-то у всех претендентов на этот поход совпали желания и возможности.
В мероприятии принимали участие следующие катера:
Бандит 520 + Mercury ELPT 100 EFI CT,
Феникс 560 + Mercury ELPT 115 EFI,
DRIVE BOAT + Mercury ELPT 75 OptiMax,
Феникс 560+Сузуки 150.
3 катера были доставлены в Санкт-Петербург из Москвы на трейлерах в яхт-клуб заранее, БANDИТ же был подготовлен к переходу непосредственно в Питере, на производственных площадях компании «Скоростные катера МОБИЛЕ ГРУПП»,предоставившей лодку для этого мероприятия.
"Упаковав чемоданы",катер привезли в яхт-клуб "Восточный",где успешно скинули на воду и тут же заправились. Подождав остальных путешественников, мы взяли курс в сторону Ладожского озера.
"Дойдем до Шлиссельбурга,а там переночуем ,тут всего 65 км" -такое решение было принято коллегиально ,начиная наш путь по Неве. Хорошее настроение, солнечный день ,спокойная вода- присутствовали все составляющие удачного путешествия.
На одном дыхании домчали до планируемого места ночевки в Шлиссельбурге, но то ли красивый закат, то-ли чья то шутка, сейчас уже и не разобрать, что толкнуло нас, практически не сговариваясь, направить свои корабли в Ладогу...
....И через полчаса началось. Ночная штормящая Ладога являет собой завораживающее зрелище- отсутствие берегов в зоне прямой видимости, эхолот, показывающий глубину более 40 метров и ни одной сухой вещи, включая спальники в итоге!)) Волна порядка 1-1.3 не позволяла идти быстрее 20-25 км\ч, но с глиссера не падали, что помогло сократить расход топлива. В среднем на Меркури 100 и 115 (Mercury 100 EFI CT) он держался на уровне 11 литров. Это были долгие 7 часов адреналина, спортивной злости и всё таки удовольствия!
Ранним утром, когда стало совсем светло(сказываются белые ночи) ,наша промокшая команда зашла в реку Свирь с целью упасть и поспать (хотелось именно упасть, даже в мокрые спальники)). Но поиск места ночевки в этой реке превратился для нас в очередной квест!). Сильное течение, полное отсутствие подходов к берегу гоняли нас еще полтора часа вдоль русла...,в итоге было принято решение связать четыре катера вместе ,бросить все якоря, у кого сколько есть и встать практически у края судового хода. Поспав три часа,все были разбужены ярким солнцем. Позавтракав, просушив часть вещей и заправившись топливом, наш флот продолжил путь.
Сегодня спокойный день- небольшая остановка для дозаправки в Ладейном Поле, где добрые люди помогли организовать "Газель" и привезти 600 литров горючего, далее Нижнесвирский шлюз, оказавшийся очень спокойным и комфортным и остановка на ночлег в знаменитых Мандрогах.
Утро в Мандрогах встретило солнцем и сумасшедшим запахом хвои. У нас, городских жителей легкая интоксикация кислородом... Шикарное место для отдыха, как автотуристов, так и водомоторных- отличные причалы ,приемлемые цены на гостиницу и питание, единственное сожаление вызвала закрывшаяся в 2015 году топливо-заправка.
В 10 утра попрощались с Мандрогами и продолжили путь по Свири в сторону Онеги.
Свирь, на всем своем протяжении удивляет количеством кораблей, в основной своей массе трудягами-лесовозами, танкерами и сухогрузами.
Любуясь природой и ловко уворачиваясь от топляков (сказывается большое количество деревообрабатывающих предприятий вдоль берегов) мы подошли к Верхнесвирскому шлюзу. Верхнесвирский как и в Нижнесвирский ,отработал быстро ,четко, без каких-либо заморочек. Поблагодарив диспетчера шлюзования выходим из камеры и держим путь к Онежскому озеру, гадая ,как оно встретит нас.
Онежское озеро порадовало абсолютной гладью, ни волны, ни порыва ветра, так что наши погодные опасения не подтвердились. За 2 часа долетели (именно такое было ощущение) до входа в реку Вытегра. Осталось немного до места очередной ночевки в одноименном городе. Вытегра являет собой небольшой городок на Волго-Балтийском пути, численностью порядка 10 000 человек и было ощущение что у всех них есть лодки!)- на воде много молодежи и даже детей на старых Казанках, Крымах и лодках, название которых уже не определить даже по внешнему виду. Целые улицы с гаражами на воде навевают мысли о Венеции в Российской интерпретации ).
В старом русле реки увидели маяк, который оказался уютной гостиницей, со смотровой площадки которого открывался отличный вид.
Пришвартовав катера у гостиничного причала, слегка поужинав, мы завершили очередной день ,что бы завтра начать шлюзовую программу в Волго-Балтийском канале.
Утро в Вытегре началось с поиска топлива. Поиск занял ровно 5 минут- первый человек к которому обратился ,тут же достал мобильный телефон и сказал в трубку -"ты где?...подъезжай к гостинице, нужно помочь людям". Через десять минут мы ехали с канистрами в микроавтобусе на АЗС.
В 10 утра, с полными баками, мы начали шлюзование в Волго-Балтийском канале. В программе было пройти 6 шлюзов. Шлюзы канала являют собой гигантские сооружения, но в отличии от широких камер шлюзов канала им. Москвы, вмещающих одновременно и по левой и по правой стенке 4 судна типа баржи, могут разместить только два корабля, по длине.
Не обошлось без небольших эксцессов в шлюзе. После того как закрылись ворота, диспетчер сказал что нужно подождать час... Дабы не терять время было принято решение сварить обед- гречка, сосиски и прочие деликатесы) . Запросили разрешение встать всем борт к борту и затеяли полевую кухню.
День был насыщен разными событиями- помимо 6 шлюзов попали в мини- шторм в Вытегорском водохранилище, покидало вверх-вниз, традиционно промокли вещи).
Отдельного рассказа стоит путь к Белому озеру. Судовой ход четко обозначен, но это не спасает от деревьев, на сантиметр торчащих из воды, которые приходилось объезжать как в слаломе. Торфяные болота окрасили воду в этих местах в багровые тона, из-за чего кильватерный след казался кроваво-красным.
Белозерский канал внес небольшое напряжение в наш размеренный ход. Ширина судового хода не более 4 метров,глубина 1.5 и сплошные топляки. Берега заросшие камышом ,осокой ,заброшенные деревни на протяжении 60 км производили жутковатое зрелище.
Вечерело. И вдруг неожиданно ,из-за поворота появился город Белозерск. По рации запросили проход через разводной мост, у местных жителей спросили где можно остановиться. Красивые берега, гуляющие люди-ощущение полного умиротворения.
Традиционно не возникло проблем с дозаправкой -радушный управляющий кафе(он же официант, он же помощник итд)) позвонил в МЧС и мы уже комфортно мчим на заправку, практически с проблесковыми маячками. И все отнекиваются от предложенной благодарности! Небольшой ложкой дегтя стало качество топлива- водоотделительные сепараторы (у кого они были) наполнились водой первый раз за всю нашу поездку... А у кого их не было, с тревогой ожидали последствий..но Меркури пару раз "чихнув",благополучно продолжил уверенную работу!)
На ночевку остановились в домиках- причалах, поужинали в прибрежном кафе, в котором ощущаешь себя в гостях у старых друзей, посозерцали шикарный вид на море(именно так хочется называть Белое озеро)...и приняли решили задержаться еще на день и отведать знаменитого Белозерского судака.
Город Белозерск полон контрастов- разбитая проселочная дорога соседствует с прекрасной набережной, покосившиеся деревенские дома оттеняют дорогие коттеджи.
Как гласит легенда, если дотронуться до памятника Белозерскому Судаку, то будет сопутствовать удача в рыбалке!
Как не хотелось покидать гостеприимный город на Белом озере, но впереди нас ждала очередная точка остановки- город Череповец. Путь к нему лежал через реку Шексна и Шекснинское водохранилище.
Шексна встретила метровой волной в лицо и ветром. Но где то через час выглянуло солнце и вода успокоилась.. череда шлюзов, размеренный пейзаж, масса встречного и попутного флота создало благостное настроение, которое немного омрачилось на подходе к шлюзу- диспетчер запросил у нас, не видели ли мы перевернутой лодки? Мы ничего не заметили, но тут же с баржи пришла информация о том что они ее видят. На место обнаружения тут же помчался дежурный катер. Надеемся, что люди смогли выбраться, все-таки стоял практически штиль и температура воды составляла 20 градусов.
Стоянка в Череповце заняла порядка 40 минут- этого времени хватило для того что бы причалить, заправить топливо, которое в очередной раз нам любезно помогли привезти работники МЧС, несущие вахту на спасательной станции. Они же и сказали нам напутственные слова-"завтра в Рыбинке шторм, лучше проскочить сегодня, вдоль заповедника не идите, оштрафуют, на островах не останавливайтесь, там беглые зеки" и вот с таким багажом знаний мы решили пройти Рыбинское водохранилище, несмотря на то, что было уже 6 часов вечера...
Вход в рыбинку изрядно волнило, морально мы были готовы к тому, что придется упасть с глиссера, потерять скорость и двигаться всю ночь в водоизмещающем режиме. Собственно говоря так и произошло, в течении часа мы двигались ,перекатываясь с волны на волну, периодически принимая жесткие удары в борт, а потом...было ощущение что кто-то всемогущий выключил рубильник! Установился Полный штиль, вода разгладилась до состояния зеркала, переливаясь в свете взошедшей луны и еще не зашедшего солнца ртутными отблесками. Легкая дымка, переливы волн, зловещий закат-всё это погружало в состояние глубокой задумчивости, особенно на фоне знаний о происхождении Рыбинского водохранилища и его истории...
Хочется отметить,что этот день оказался самым плодотворным по количеству пройденных километров- их было ровно 350,из них 150 км Рыбинского водохранилища.
В 23-30 мы подошли к яхт-клубу в Коприно. Позвонив директору, (судя по голосу, мы его разбудили, но он все равно был приветлив)) запросили разрешение на ночевку и заправку. Получив одобрение, привязались к пирсу и погрузились в глубокий сон. Утро встретило ярким солнцем и пролетающими мимо на заправку катерами. Ночевка на заднем диване в БАNDИТЕ стала привычным делом и не вызывала никакого дискомфорта). Яхт-клуб в Коприно оборудован всеми удобствами, кои видно на заднем фоне, в виде синих домиков). Снова топливо, завтрак, час на сборы.
Предпоследний день пролетел незаметно, ощущали себя уже почти дома- за бортом пролетели Мышкин, Углич и дойдя до Калязина, остановились на ночевку в реке Жабня. На завтра были планы пройти череду шлюзов канала им. Москвы. Уведомлять диспетчера шлюзования заранее мы не стали, так как сложно было спрогнозировать время подхода, решили действовать утром по ситуации.
Встав пораньше, так как все были в предвкушении возвращения домой, решили поднажать и выбрали скоростной режим порядка 50 км\ч,в отличии от используемого 38-40 км\ч. За кормой остались Кимры и пришло время звонить на шлюз -как оказалось не зря, диспетчер посоветовал торопиться, чтобы успеть с ближайшим попутным судном AZIMUT.
Кроме гламурного AZIMUTа, попутного флота не было на всем протяжении шлюзования в системе КИМ, попадался только встречный.
На перегоне между 2-м и 3-м шлюзами традиционно превысили скорость и получили замечание по радиостанции, так и не поняв от кого оно прозвучало.., там же встали на обед, в ожидании продолжения шлюзования.
Шлюзы канала имени Москвы отличаются особой строгостью и требованием соблюдать все предписанные действия, такие как нахождение в жилете, уведомление диспетчера о готовности к шлюзованию, о готовности следить за швартовыми, строго выполнять порядок захода и выхода из камеры и это правильно, так как все правила появляются не на пустом месте...